Media Times Культура Новая Опера представит «Старый Новый век»
Новая Опера представит «Старый Новый век» PDF Печать E-mail
12.01.2017 10:19

 

Традиционный Крещенский фестиваль в Новой Опере в 2017 году начнётся несколько позже обычного: с 27 января по 11 февраля 6 событий пройдут на Основной сцене, еще 2 — в Зеркальном фойе театра.


По сложившейся в последние годы традиции, фестиваль отличает ясная кон-цептуальная направленность, отраженная в названии (2014 год — «Великие литературные сюжеты в музыкальном искусстве»; 2015 — «Профессия: дирижер»; 2016 — «Диалоги и двойники»).

Тема Крещенского фестиваля 2017 года - «Старый Новый век» апеллирует к различным аспек-там понятия «современная музыка». В узком смысле слова современно то, что написано «здесь и сейчас», однако новый век пока еще не так далек от старого. Из 2010-х мы по-прежнему присталь-но вглядываемся в ушедшее столетие, и современными в широком смысле слова для нас являют-ся «пропущенные», забытые музыкальные произведения. В их сопоставлении с общепризнанными шедеврами часто рождаются иные акценты, складывается подлинная история музыки XX века. Добавим к этому особые ощущения композиторов и исполнителей, живущих в двух веках (и даже двух тысячелетиях) и передающих в своем творчестве частичку образа каждого из них.

Крещенский фестиваль этого года предлагает три оперные премьеры. Первая из них - московская премьера оперы Моисея Вайнберга «Пассажирка» откроет фестиваль 27 января, в Между-народный день памяти жертв Холокоста. Опера Вайнберга пребывала в забвении почти 40 лет, и лишь в новом веке обрела новую жизнь. Ныне
«Пассажирка» победно шествует по мировым сценам. Спектакль Новой Оперы создает команда, которую возглавляют главный дирижер театра, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Ян Латам-Кёниг и известный телевизионный режиссер, обладатель Гран-при Международного детского конкурса песни Евровидение Сергей Широков. Инициатором и патроном постановки стал Народный артист СССР Иосиф Кобзон.

Вторая премьера - концертная версия оперы Константина Боярского  «Пушкин» (4 февраля). Сочинение двуязычно: неотъемлемой частью англоязычного либретто являются фрагменты поэзии Пушкина — они звучат на русском языке. Автором либретто является  Марита Филлипс - прямой потомок не только самого Пушкина, но и императора Николая I. «Пушкин» снова исследует предысторию роковой дуэли, случившейся 180 лет назад. Еще одно важнейшее событие российской истории - появление лжедочери императрицы Елизаветы Петровны, «княжны Таракановой» и её претензии на русский трон стало темой камерной оперы «Самозванка» Валерии Бесединой. Её премьера в сопровождении рояля пройдет 9 февраля в Зеркальном фойе театра.

Оперную часть фестиваля дополняют сочинения XX века, поставленные на сцене театра в по-следние годы и уже признанные публикой и критикой. Два из них созданы по заказу Новой Оперы. В диптих DIDO (показ 29 января) вошли опера Майкла Наймана «DIDO. Пролог», повествующая о предыстории премьеры оперы «Дидона и Эней» Генри Пёрселла, а также сама опера английского композитора. Автор идеи и режиссер-постановщик — Наталия Анастасьева-Лайнер. Спектакль удостоен специальной премии жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска» сезона 2013 — 2014 («за музыкальное решение постановки). Мировая премьера состоялась 19 июня 2014 года. Опера «Школа жен» Владимира Мартынова (показ 3 февраля) написана по идее и оригинальному либретто Юрия Любимова. Мировая премьера прошла 20 мая 2014 года. Два незавершенных оперных шедевра - «Маддалена» Сергея Прокофьева» и «Игроки» Дмитрия Шостаковича — идут на сцене Новой Оперы в один вечер. Премьера прошла в мае 2016 года. В трактовке Алексея Вэйро эти самостоятельные оперы также обрели черты диптиха. Показ состоится 10 февраля.

По обыкновению, Крещенский фестиваль не исчерпывается оперной программой. В концерте «Дважды пять» (31 января, Зеркальное фойе) прозвучат два фортепианных квинтета. Первый из них - Дмитрия Шостаковича давно стал классикой жанра; второй - Эриха Корнгольда не столь известен, но представляет собой интересную страницу камерной музыки минувшего столетия. Наконец, заключительный концерт 11 февраля - три взгляда на духовную тему в творчестве ком-позиторов XX века. «Симфонию псалмов» Игоря Стравинского, «Чичестерские псалмы» Лео-нарда Бернстайна и Реквием Эндрю Ллойда Уэббера исполнят солисты, хор и оркестр театра (п/у лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Андрея Лебедева).

Михаил Сегельман.

 

Обновлено 12.01.2017 11:01
 

Copyright © - 2011 Media Times. Все права защищены.